+7 (925)500-67-45
Москва
с 9:00 до 22:00
04-03-2016

Прямонакальный триод 2А3

04-03-2016

Прямонакальный триод 2A3 уже сам по себе является предметом культа как у серьезных производителей, так и у самодельщиков благодаря ясному, детальному и одновременно теплому звучанию. Многие предпочитают его даже знаменитой лампе 300B, которая хоть и мощнее, но склонна несколько приукрашивать действительность. Да, небольшая мощность, пожалуй, единственный недостаток ламп семейства 2A3. Прелесть триода 2A3 в том, что благодаря великолепной линейности он дает возможность разработчику сосредоточиться не столько на количественных, столько на качественных показателях, и что очень важно — без общей обратной связи. И именно благодаря лаконичности тракта на одних и тех же лампах у всех получается разное звучание. На «голосе» усилителя сказывается все: организация питания, качество трансформаторного железа, разводка земли, материал шасси, тип конденсаторов и даже взаимное расположение деталей схемы. Вот где был простор для творчества и экспериментов! Тем не менее с появлением мощных пентодов EL34, 6550 и KT88 промышленность быстро охладела к 2A3, ведь ватты продавать было значительно проще, чем не поддающееся формальному описанию качество звучания. Интерес к прямонакальным триодам сохранили лишь ортодоксальные радиолюбители и небольшие аудиофильские фирмы с ручным производством. 

Впервые информация об этой лампе появилась в справочнике RCA Radiotron Co., Inc. за 1933 год. В отличие от многих других, этот прямонакальный триод изначально разрабатывался для аудио.

Лампа оказалась на редкость удачной — имела малое внутреннее сопротивление, не требовала высокого напряжения на аноде, а главное, была значительно более линейной, чем популярные в то время триоды 45 и 50. Уже к 1935 г. вслед за RCA к выпуску 2А3 приступили практически все американские производители электровакуумных приборов — General Electric, Ken-Rad, Raytheon, Hytron, Sylvania, National Union и др., а чуть позже появились и европейские образцы с логотипами Brimar (Англия) и Fivre (Франция). Был и советский аналог 2C4C, который очень ценится у аудиофилов до сих пор. Изделия разных фирм и лет выпуска могли слегка различаться по конструкции, но основные параметры у них были схожие: 2,5-вольтовый накал, 15 Вт на аноде и баллон «кобра». В конце 30-х гг. в торговлю поступает первый бытовой приемник Philco 680X с однотактным выходом на 2A3, и в это же время лампа приобретает колоссальную популярность у самодельщиков. Вряд ли можно было найти в то время радиолюбительский журнал, где не было бы схемы на 2А3. Да и сейчас многие продолжают с ними экспериментировать.

В настоящее время лампа в различных модификациях выпускается в России, Словении и Китае. Цена оригинальных экземпляров Made in USA (как, например, на фото) на аукционах достигает $400 и выше.

Автор: Николай ЕФРЕМОВ

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных

     Ламповые усилители позволяют достичь "теплоты" звучания, практически недоступной для цифровых устройств. Уникальные характеристики ламповых усилителей сделали их лидерами рейтингов Hi End аппаратуры. Авторский усилитель сделанный по вашему заказу - это визитная карточка настоящего аудиофила.

    +7 (925)500-67-45